fbpx

Спортцех — ядерные горные лыжи: в чем отличия от мирских

Знай, что на свете есть лыжи-монстры, будь с ними поосторожней!

«С якоря сниматься, по местам стоять. Эй, на румбе-румбе-румбе, так держать…»

Капитан подлодки частенько мурлычет себе под нос эту старую песенку из фильма «Человек амфибия». И тогда бывалый корабельный кот по кличке Шкот или Ш-кот ныкается куда-то в одному ему известное место: он чует, что сейчас начнется погружение. Сегодня – в мир по-настоящему ядреных и взрывных спортивных лыж.

А ты готов пуститься с нами в головокружительное приключение?

Горные лыжи спортцех Atomic

Горные лыжи спортцех Atomic

Определение

Начну с того, что все лыжи спортцех разрабатываются и выпускаются для соревнований и тренировок на спортивных трассах. Они рассчитаны на идеально ровные и максимально жесткие – подчас, просто ледяные, склоны. Этим лыжам не обязательно выживать в течении нескольких сезонов, поэтому канты у них могут быть тоньше, чем у обычных. Но об этом позже.

Существует четыре основные категории горных лыж спортцех, соответствующих спортивным дисциплинам:

  • Слалом (Slalom, SL)
  • Гигантский слалом (Giant Slalom, GS)
  • Супер-гигант (Super Giant, SG)
  • Скоростной спуск (Downhill, DH)

Двигаясь вниз по списку (от слалома к скоростному спуску), ворот и вешек на трассе становится все меньше и меньше, расстояние между ними растет, количество поворотов уменьшается, а скорость нарастает. В скоростном спуске ворот совсем нет, а скорость просто бешеная — 140 км/час и выше.

Все лыжи спортцех должны соответствовать требованиям FIS (Международная лыжная федерация) к геометрии и длине. Но это все какие-то очень далекие от нас, простых любителей, вещи.

 За границей такие лыжи называют race stock или race department, в России они получили название спортцех.

Отличия лыж спортцех от обычных

Принципиальные отличия спортцеха (дальше мы будем называть их лыжами FIS) от обычных лыж, которые мы приобретаем в магазинах, следующие:

Жесткость

Лыжи FIS для слалома-гиганта, супер-гиганта и скоростного спуска гораздо жестче подавляющего большинства обычных моделей. Объяснение простое: скорости, на которых спускаются спортсмены, гораздо выше, чем у «обычных любителей», а значит и нагрузки на лыжи выше (иногда, просто чудовищные), и работать лыжи должны в другом диапазоне скоростей.

Благодаря высокой жесткости на скручивание – торсионной жесткости, такие модели намного лучше держат не только на жестком снегу, но и практически на голом льду. Высокая торсионная жесткость характерна и для слаломных моделей, а вот продольная жесткость у них может и не быть очень высокой.

Горные лыжи спортцех: в чем отличие от обычных

Горные лыжи спортцех: в чем отличие от обычных

Геометрия

Опять-таки, у большинства моделей FIS геометрия такова, что кататься на них на обычных трассах крайне некомфортно, а иногда и опасно. Сравните сами: у популярных любительских моделей радиус поворота находится в диапазоне 12-16 метров, а у мужских моделей для гигантского слалома — GS – 35 метров, в два – три раза больше.

То есть, для поворота на таких лыжах может потребоваться в два – три раза больше места. У моделей для супер-гиганта (SG) и скоростного спуска (DH), радиус поворота еще больше.

Горные лыжи спортцех - не для новичков

Горные лыжи спортцех — не для новичков

Характер

Обратите внимание: пока мы все время говорили о лыжах GS, SG и DH. Дело в том, что по своей геометрии модели слаломных лыж – SL FIS, наиболее близки к лыжам, которые можно купить в магазине. Но по своему характеру они заметно отличаются, и дело не в том, что они жестче – их жесткость может быть близка к жесткости «магазинных» лыж.

Отличие в том, что слаломные лыжи FIS точнее, а характер гораздо строже. Они не прощают ошибок в технике, так что управлять ими и получать удовольствие от катания смогут те лыжники, которые не допускают ошибок при закантовке, загрузке носка или пятки лыж в разных фазах поворота и готовы к мощной отдаче при выходе из дуги и переходе в следующую.

Горные лыжи спортцех: счет идет на доли секунды

Горные лыжи спортцех: счет идет на доли секунды

Канты

Общее для всех моделей FIS, включая модели SL, отличие от обычных лыж – более тонкие канты. Несмотря на кажущуюся тонкость, канты оказывают заметное влияние на продольную жесткость и другие параметры лыж, и их делают тоньше именно для того, чтобы сделать лыжи более отзывчивыми, быстрее реагирующими на движения спортсмена.

Еще один момент: на спортивной траcсе нет камней или пыли, из-за которых канты быстрее тупятся. А канты наших лыж должны выдерживать и удары о камни, и не слишком заботливое обращение и многократную заточку.

Лыжи FIS после первоначальной обработки на фабрике точатся мастерами вручную.

Скользящая поверхность

Из других «явных» отличий можно отметить более «быструю» скользящую поверхность с повышенным содержанием графита, которая жестче обычной, но, к сожалению, менее пригодна для ремонта. Именно поэтому, а также для снижения стоимости лыж, такая «скользячка» редко применяется в более народных моделях.

Крепления

Отличаются и крепления и платформа, которые устанавливаются на лыжи FIS. Помимо того, что крепления рассчитаны на большие нагрузки и усилия срабатывания DIN (в случае DH – до 24 и даже 30!), в них есть специальные регулировки, обеспечивающие очень точную настройку креплений под конкретного спортсмена.

Они обеспечивают максимально жесткую связь ботинка с лыжей и, соответственно, мгновенную передачу усилий по управлению на канты. Эту же задачу решает и платформа, которая тоже должна вместе с креплениями и ботинком отвечать требованиям FIS к максимальной высоте, на которой находится ступня лыжника над склоном.

Конструкция

Конструкция лыж FIS, кстати, очень простая: в большинстве случаев это простейший сэндвич, при производстве которого можно максимально точно контролировать конечный результат. И не только контролировать, но и позволить спортсменам выбрать требующиеся лыжи при заказе.

Например, ряд компаний дополнительно маркирует свои лыжи при помощи написанных маркером цифр, указывая жесткость носка и пятки в неких условных «единицах».

Материалы

Материалы, использующиеся при производстве FIS-лыж, практически те же самые, что используются и при крупносерийном производстве. Но могут и чуть-чуть отличаться, а ведь именно эти отличия и влияют на конечный результат. Более или менее плотная древесина сердечника, другая структура одной и той же породы дерева, более точно выдержанная толщина листа титанала, более плотное плетение волокон карбона, другой клей – да мало ли нюансов!

Горные лыжи спортцех в ски-кроссе

Горные лыжи спортцех в ски-кроссе

Производство

Стоит ли говорить, что такие лыжи в основном производятся в отдельных мастерских – цехах (вот откуда пошло название «спортцех» или racing department). В них работают наиболее опытные мастера, причем в очень тесном сотрудничестве с лучшими спортсменами мира и постоянной обратной связью, которую специалисты на производстве получают от своих коллег, работающих вместе со спортсменами на тренировках и соревнованиях.

Подготовка

Кстати, перед тренировками и соревнованиями, лыжи готовят все те же специальные мастера. Помимо заточки кантов под определенными углами – иногда этот угол меняется по длине лыжи, и смазки, производится масса других «волшебных действий».

На скользящую поверхность наносится специальная насечка – разная для различных условий, которая обеспечивает отсутствие эффекта прилипания лыж к снегу при конкретной температуре, влажности и состоянии снега (размер кристаллов тоже крайне важен).

А сами лыжи, после нанесения смазки, помещаются в специальный термо-чехол, где выдерживаются многие часы при повышенной температуре. Это делается для того, чтобы смазка глубоко проникла в мельчайшие поры скользящей поверхности.

Старт на цеховых лыжах

Старт на цеховых лыжах

И у каждого мастера свои секреты подготовки лыж, которыми он никогда не поделится ни с журналистами, ни, тем более, с коллегами из других спортивных команд.

Элита спортцеха

Нужно отметить, что даже в группе FIS-лыж есть свое, внутреннее разделение. Выпускаются более массовые лыжи – так называемые Club Sport, для клубных команд, и совсем уж элитарные – для спортсменов, выступающих на Кубках Европы и мира.

Но и это еще не все! Для спортсменов элитной группы лыжи подбираются специально, на основе тестов. Во внимание принимаются малейшие особенности стойки, физическое состояние спортсмена, качество снега, а также крутизна и характеристики конкретной трассы.

А число пар лыж, которые спортсмен высшего уровня может использовать на протяжении сезона, может достигать пары десятков. Ведь кому-то при определенных условиях могут потребоваться лыжи, у которых носок на миллиметр уже, а пятка, наоборот, шире – и именно на таких лыжах он добьется максимально высокого результата.

Горные лыжи спортцех - выверенное прохождение трассы

Горные лыжи спортцех — выверенное прохождение трассы

При этом, несмотря на определенные отличия, абсолютно все лыжи уровня FIS, независимо от бренда – это продукция самого высокого качества. Вспомним знаменитого Bode Miller: в последние годы он выступал на лыжах Head, перед этим – на Atomic, а еще до этого – на Rossignol. И побеждал в крупнейших международных соревнованиях на лыжах всех трех производителей.

В большинстве случаев спортсмен переходит на лыжи другого бренда только из-за лучших условий контракта, а не качества или уникальности лыж.

А некоторые остаются верными одному бренду всю свою спортивную жизнь — например, великий лыжник Ingemar Stenmark свою мега-успешную карьеру откатал на лыжах Elan.

В магазинах

Для всех желающих приобщиться к горнолыжному спорту выпускаются модели с названием SL или GS, которые можно купить в спортивном магазине. И хотя они очень похожи на лыжи FIS, знайте: это абсолютно другие лыжи. И кататься на них смогут многие техничные любители, даже не выступающие в соревнованиях.

Ну а если очень хочется стать обладателем слаломных лыж FIS – что-ж, сейчас они стали доступны всем желающим. Другой вопрос – действительно ли это нужно лично вам. Ведь спорт для ведущих спортсменов мира это работа, к которой они готовятся много лет, тренируясь ежедневно по несколько часов под руководством лучших тренеров, так что их подготовка – и физическая, и техническая, отличается от подготовки «простых смертных» как небо от земли.

Всплываем!

Все, кислород кончился и пора всплывать!

Нет, одну секунду…

Если статья была полезной, а батискаф пришелся по душе, тогда подпишитесь на новые статьи и получайте горнолыжную пользу прямо на почту (никакого спама!).

Посмотреть магазин одежды Паудер
12 октября 2016 8522 0
Об авторе: Олег Кривцов

В 45 бросил офисную работу в Москве, переехал с семьей в Сочи/Красную Поляну, начал вести блог, стал гидом по фрирайду и основал бренд одежды Паудер (THEPOWDER.RU). Также спустил на воду горнолыжного океана исследовательский батискаф Паудер (в прошлом подлодка LET IT SNOW), на котором вы сейчас находитесь. 20 лет на лыжах, большая часть вне трасс. Выходит на трассы, чтобы отдавать свой опыт новичкам.

Коментарии: 0