fbpx

Фрирайд — что это такое простыми словами

Прежде чем читать дальше, посмотрите короткое видео из жизни фрирайдеров. Прыгать так необязательно, но «купание» в глубочайшем и пушистом паудере — без этого настоящего фрирайда нет.

Обратите внимание на крики счастья и экстаз, в котором пребывают райдеры, когда добираются до такого снега (в народе Паудер, поэтому мы назвали так наш батискаф).

Погружение начинается! По местам! Идем исследовать самое удивительное явление, которое только могли подарить райдерам снег и горы — фрирайд.

Содержание

Фрирайд (внетрассовое катание) — определение

Фрирайд или внетрассовое катание — это катание на горных лыжах или сноуборде за границами (или вдали от) горнолыжных курортов.

Введение

Более 50 лет назад горнолыжники (тогда бордеров еще не было) начали осознанно съезжать с трасс и пробовать ухватить состояние полета и парения в глубоком снегу.

Специальных (широких) горных лыж тогда не было, поэтому катались на обычных, очень узких лыжах для трасс. Поэтому состояние легкого полета достигалась с большим трудом — для этого нужна была приличная скорость и отличная техника.

Паудер и виды снега

Фрирайд на горных лыжах и сноуборде нераздельно связан с глубоким снегом — паудером, от английского слова powder. Когда в горах идет снег, фрирайдеры слетаются в горы чтобы его распахать.

Термины

Во фрирайд культуре есть своей сленг, вот несколько терминов из него, которые стоит уяснить для полноценного общения:

  • Паудер, пухляк, пух, целина, целяк — пушистый, глубокий снег
  • Корка — задутый снег и жестким верхним слоем, который часто ломается под лыжами и сноубордом
  • Powder Day — самый желанный день в жизни фрирайдеров: выпадает много пушистого снега, чем больше, тем лучше, выходит солнце (желательно, но не обязательно) и все ценители внетрассового катания устремяляются в горы, чтобы раскатать его в пух и прах, под восторженные визги.
  • Бипер — противолавинный датчик
  • Тропить — топтать (обычно вверх) тропинку к месту спуска.
  • Траверс — горизонтальное пересечение склона
  • Скитур (ski-touring) — подъем вершине на лыжах со специальными накладками (камус) на скользящей поверхности.
  • Хели-ски (heli-ski) — заброска к месту спуска на вертолете.
  • Сплит-борд — сноуборд состоящий из двух частей, напоминающих две лыжи, на которых осуществляется подъем наврех. Перед спускам лыжи вновь соединются в обычный сноуборд.

Виды снега

В горах, под вашими лыжами и бордами, будет постоянно меняющийся снег. Вот его виды:

  • Мягкий, легкий и пушистый снег — название говорит само за себя
  • Фирн — плотный, слежавшийся снег
  • Каша — мокрый снег
  • Стиральная доска — мокрый снег, который ночью превратился в лед; крайне неприятный для катания
  • Лед — тут все понятно; катание по льду на лыжах для фрирайда крайне неприятно

Виды фрирайда

Катание вне трасс бывает разных типов — от распахивания снега вдоль трасс на горнолыжном курорте до многодневных походов в дикие горы и катания с вертолетов.

Фрирайд на курорте

На некоторых курортах не обязательно покидать границы курорта, что спускаться вне трасс. Достаточно подняться на подъемнике и съехать с трассы.

Когда снега выпадает много и на курорте мало катающихся, то катание по нетронутому снегу может быть долгим и таким же кайфовым, как с вертолета.

Если на курорте много людей, то расположенный рядом с трасами паудер быстро раскатывается.

Фрирайд за границами горнолыжного курорта

Подъем проходит все еще с использованием подъемников, но далее группа райдеров уходит, пешком или на лыжах, за границы курорта. Такие походы могут занимать от пары часов до нескольких дней.

Вдали от горнолыжных курортов + скитур

Подъем к месту катания происходит своими силами. Если группа владеет навыками и оснащена ски-тур снаряжением, то подъем передвижение происходят на лыжах и сплитбордах.

Заброска на ратраках и снегоходах

Подъем на гору осуществляется ратраками (snowcat) или снегоходами. Один из самых легких способов внетрассового катания — пешком никто не ходит, — и мобильных — можно добраться туда, куда на ногах не дойдешь.

Хели-ски (heliski)

Хели-ски — вертолетное катание

Это самый дорогой способ фрирайда на горных лыжах и сноуборде — стоимость одного дня стоит 50 000- 60 000 руб. Главный плюс — заброска на недоступные другим способом вершины и катание только по нетронутому паудеру.

Места для фрирайда в России

В нашей стране есть несколько признанных мест для внетрассового катания, каждое своими особенностями.

Красная Поляна

Красная поляна, несмотря на южное расположение, знаменита на весь мир (без преувеличения) обилием и качеством снега — выпадает 7-9 метров в год.

Красная поляна, строго говоря, не является горнолыжным курортом — это поселок, а четыре курорта (Роза Хутор, Горки Город, Альпика и Газпром (последние два принадлежать компании Газпром и объединены единым скипассам)) — расположены на расстоянии 5-9 км.

На всех курортах бесконечные возможности для внетрассового катания. Сезон фрирайда: середина января-середина марта.

Чегет и Эльбрус

Если Эльбрус известен многим, то Чегет только отпетым фрирайдерам — на нем нет подготовленных трасс, а катание осложнено высокой лавиноопасностью и простым рельефом.

Курорты находятся на расстоянии 6 км друг от друга и предлагают бескрайние просторы для внетрассового творчества.

Один из пунктов, который часто значится в списке фрирайдеров — подъем на Эльбрус и спуск на лыжах или сноуборде.

Камчатка

Сезон катание на Камчатке — апрель. Главная достопримечательность — спуск по конусу вулкана к водам океан плюс потрясающие виды.

Фрирайд на Камчатке

Кировск

Когда на большинстве курортов страны сезон закончился, в Кировске наступает бархатный райдерский сезон — снега еще много, погода теплая, а темнеет только 2 часа ночи.

Здесь почти не бывает пушистого и глубого снега — его сразу сдувает постоянными ветрами, горы невысокие, но красота Хибин и природы заполярного круга все это компесирует с лихвой.

Приисковый

Здесь нет подъемников, 500 км до ближайшего аэропорта, зато есть ратраки (snowcats) и длинный, снежный сезон.

Фрирайд заграницей

Фрирайд чем хорошо — если ты готов далеко ходить, то можешь уйти на край света: есть фрирайд-туры в Антарктиду.

С другой стороны, фрирайд возможен, как я писал выше, на любой горе, лишь бы был снег и желание идти, иногда ползти, к точке старта.

Однако, есть культовые места с богатовой беккантри культурой. Приведу несколько:

Джексон Холл (Jackson Hole) США

Мекка фрирайда в США. Суровый климат штата Вайоминга, дикая природа и дикие склоны. Здесь никто фрирайд не запрещает, многое делается для его популяризации, но предупреждают: кто не будет осторожен и внимателен, может умереть (с вывески у главного подъемника Tram).

Курорты штата Юта (Utah), США

Снег Юты — легчайший, пушистый и его здесь много. поэтому катание на курорте штата в почете у тех, кто может сюда добраться.

Чего стоит название одного из курортов Powder Mountain.

Внимание: на двух курортах — Alta и Deer Valley, катание на сноуборде запрещено.

Шамони (Chamonix) Франция

Французский центр фрирайда и альпинизма. Огромная зона катания и главная достопримечательность — 22 км внетрассового катания через Белую Долину.

Ля Грав (La Grave) Франция

Дикий, дикий курорт (нет трасс) в Франции с перепадом под 2 км! Никаких развлечений и ночной жизни, кроме фрирайда. Только для реальных пацанов и девчонок, остальные умрут со скуки.

На курорте проводятся соревнования La Grave Derby — просто на скорость по бездорожью наперегонки. Перепад все те же 2000 метров. Далеко не всем это под силу.

Гульмарг (Gulmarg) Индия

Еще одно место, где снега, как песка в Сахаре. Пикантность заключается в том, что это Индия со всеми вытекающими примочками.

У меня есть друзья, которые поехали на Гоа и там остались. Меня это не впечатлило. А вот друга, который уехал кататься в Гульмарг и завис там 3 года я хорошо понимаю.

Только когда он понял, что ему хочется уже другого снега и не в таких количествах, он вернулся в Россию.

Читай по теме: 4 горнолыжных курорта, на которых совершенно нет трасс

Снаряжение для фрирайда

Снаряжение для фрирайда отличается от горных лыж и сноубордов для подготовленных трасс и наоборот.

Горные лыжи и сноуборд для фрирайда

Горные лыжи и сноуборды, как правило, имеют большую площадь скольжения, за счет чего и создается ощущение полета в снегу.

Вместо кембера больше рокера, если вы понимаете, о чем я. Если нет, то прочитайте эту статью:

Виды горных лыж и горнолыжного катания

Горнолыжные палки для фрирайда

Главное отличие палок для фрирайда — они телескопические и имеют широкие кольца.

Телескопические хороши тем, что можно менять длину. Обычно палки укорачиваются при движении вверх. Палки популярны не только у горнолыжников, но и сноубордистов — очень полезны при скитуре на сплитборде и на плоских местах — когда надо вытолкать себя на уклон.

Широкое кольцо обеспечивает толкание в глубоком снегу, палки для трасс на фрирайде бесполезны.

Горнолыжные ботинки

Для катания вне трасс делают облегченные ботинки с режимом ходьбы — верхняя часть (голень) двигается в относительно нижней. Перед спуском голень закрепляется неподвижно, как в обычных горнолыжных ботинках.

Горнолыжные крепления

На моделях для фрирайда устанавливаются три типа креплений:

  • Стандартные
  • Рамные
  • Пиновые крепления

Стандартные крепления

К этому типу креплений относится 99% всех креплений, которые вы видите на горнолыжном курорте. Могут быть любительскими и спортивными.

Рамные горнолыжные крепления

Передняя и задняя часть объединены рамой, поэтому крепления «рамные». По сути, это обычные крепления дополненные конструкцией для ходьбы (скитура).

Отличаются повышенным весом и более высоким положением ботинка относительно лыжи.

Пиновые крепления

Крепления из мира скитура, в котором на первое место ставился подъем в гору, а спуск должен быть осторожным — крепления не обеспечивали необходимую управляемость, а ,значит, и безопасность.

Конструция отлчается легкостью, минимализмом и, конечно, максималным комфортом для ходьбы.

Фрирайд и пиновые крепленияч
Пиновые крепления

Сегодня топовые модели пиновых креплений одинаково хороши как на подъеме, так и активном катании.

Рюкзаки

Рюкзаки отличаются от любительских тем, что в них предусмотрены крепления для горных лыж и сноубордов для пеших переходов, а также они могут быть оборудованы противолавинными системами, в народе «подушками».

Лавинное снаряжение

У каждого катающегося вне трасс должен быть обязательный набор лавинного снаряжения, состоящий из трех частей (см фото):

  • Лавинный датчик
  • Щуп
  • Лопата
Лавинное снаряжение для фрирайда
Лавинное снаряжение для фрирайда

Лавинный датчик

Лавинный датчик (бипер в народе) — прибор, который надевают на тело перед выходом на катание вне трасс.

Хорошей приметой считается надевать и включать бипер дома или в отеле, когда одеваешься — так не забудешь и он будет всегда включен. Включение датчика в лавине, скорее всего, будет невозможным.

Датчик работает в двух режимах: посыл сигнала и его прием. Перед катанием вся команда переводит датчики в режим посыла сигнала, а когда кто-то попадает под лавину, переключает в режим поиска и ищет сигнал датчика на теле жертвы под снегом.

Лавинный щуп

Датчик не может точно до миллиметра указать на положение человека под снегом и тут на помощь приходит лавинный щуп.

Это тонкий, складной стержень, длиной 230-250 сантиметров, с помощью которого и определяют точное положение человека в лавине.

Лавинная лопата

Как только известно место, с помощью лавинной лопаты пострадавшего откапывают.

15-20 минут на спасение в лавине

При катании вне трасс все три части лавинного снаряжения должны присутствовать у каждого члена группы и быть в рабочем состоянии. Каждый должен обязан уметь им пользоваться.

Представьте, если вы нашли человека под снегом, и он находится под слоем плотного снега на глубине 2 метров, то он может погибнуть, если вы оставили лопату дома.

Потому что на спасение человека в лавине отводится всего 15 минут, после чего шансы резко падают — наступает удушье.

При дыхании под снегом стенки снега вокруг лица быстро превращаются в лед и перестают пропускать воздух, в результате чего человек задыхается.

Фрирайд — это не шутки.

Чтобы вы не относились к катанию вне трасс легкомысленно, я включил в статью это видео — реальную ситуацию.

Смотрите внимательно на время и действия. Самое страшное — от удовольствия до смертельной опасности отделяет всего несколько неверных поворотов.

Спасение человека в лавине

Повезло: откопали быстро, человек лежал почти на поверхности и умели пользоваться лавинкой.

Где купить снаряжение для фрирайда

Фрирайд набрал популярность и теперь снаряжение найти легко, например, в федеральных горнолыжных магазинах: Кант, Альпиндустрия, Триал-Спорт.

Датчики, лопаты, щупы, лавинные рюкзаки покупают и в специализированных магазинах, например, День Сурка.

Отличный магазин для покупки снаряжения для фрирайда в Москве — Спорт-Марафон.

Если разбираться в моделях снаряжения, то его легко можно заказать через интернет в упомянутых магазинах.

Обучение фрирайду

Сначала надо научиться кататься по трассам, далее, тоже с помощью инструктора или гида, выходить на внетрассовое катание.

Обучение с гидом втройне важно, так как фрирайд, если не соблюдать технику безопасности, опасен травами или гибелью. Опытный гид — это масса полезной и важной информации, особенно относительно района, где он сопровождает людей.

Безопасность

Каждый год погибает 200-300 человек в мире во время катания вне трасс. Главная причина — лавины.

Что такое фрирайд
Лавина — главная опасность на фрирайде

Погибают даже опытные. Есть внетрассовая мудрость: если здесь никогда не сходила лавина, не значит, что не сойдет. Поэтому 100% гарантии безопасного катания быть не может.

Главная задача: свести опасность попадания в лавину к минимуму. Если вы только начинаете кататься, то единственным правильным будет катание с опытными гидами и постепенное накопление своего плюс обучение.

Лавинные курсы

Если вы серьезно настроены на фрирайд, обязательно пройдите лавинные курсы и послушайте лекции, например, эти:

Несколько советов начинающим фрирайдерам.

  • Если катаетесь в незнакомых горах, гид должен быть местным, знать свои горы.
  • Без лавинного снаряжения не выходите на фрирайд.
  • Всегда оповещайте друзей и знакомых о своих внетрассовых планах и времени возвращения.
  • Никогда не катайтесь в одиночку.

Соревнования по фрирайду

В мире главным соревнованием по фрирайду считается Freeride World Tour (FWT):

Также мне нравятся соревнования по фрирайду в La Grave (Франция) — Derby De La Meije. На курорте совершенно нет трасс и задача преодолеть умопомрачительный перепад в 2 км по бездорожью на скорость:

В России проводится Кубок по фрирайду, но не такой масштабный.

Всплываем

Я постарался сделать так, чтобы у вас сложилось хорошее представление о том, что такое фрирайд или внетрассовое катание.

Наша подлодка будет и дальше исследовать глубины горнолыжного океана и мы, конечно, не оставим тему фрирайда.

Напоследок.

Фрирайд существует 50-60 лет, это целая культура, со своей историей, звездами и изданиями.

Читайте фрирайдерские издания Powder и Freeskier и подписывайтесь на новые погружения, чтобы не пропустить самое полезное и любопытное из глубин горнолыжного океана.

Окошко для подписки обычно справа внизу, видите?

Олег Кривцов.

Капитан подлодки и основатель бренда Паудер.

PS. со мной всегда может связаться — oleg@thepowder.ru, буду рад любому общению.

Посмотреть магазин одежды Паудер
27 июля 2019 745 0
Об авторе: Олег Кривцов

В 45 бросил офисную работу в Москве, переехал с семьей в Сочи/Красную Поляну, начал вести блог, стал гидом по фрирайду и основал бренд одежды Паудер (THEPOWDER.RU). Также спустил на воду горнолыжного океана исследовательский батискаф Паудер (в прошлом подлодка LET IT SNOW), на котором вы сейчас находитесь. 20 лет на лыжах, большая часть вне трасс. Выходит на трассы, чтобы отдавать свой опыт новичкам.

Коментарии: 0